22.05.2017
Автор: Светлана Васильевна

Физиологическая интерпретация эмоций в теории функциональных систем

interpret.jpg

Главная цель нашего изложения заключается в том, чтобы дать конкретную, доступную для понимания, не перегруженную деталями картину физиологических механизмов и роли эмоций в регуляции процессов жизнедеятельности, из которой следуют практические рекомендации по ее оптимизации.

Поэтому, не останавливаясь на многих деталях подчас непростой терминологии и в некоторых случаях на достаточно хитроумных конструкциях, мы будем интерпретировать эмоции с позиции теории функциональных систем, которая позволяет объединить различные факты и частные случаи в стройную логически завершенную картину. Преимуществом этого подхода является возможность описать с его помощью различные типы эмоций, которые в других трактовках требуют частных подходов и привлечения представлений о разных, часто взаимно не согласующихся механизмах.

Важнейшим свойством эмоции, рассматриваемым с позиции теории функциональных систем, является тесная связь эмоции с оценкой рассогласования между наличным результатом и результатом, необходимым для организма.

Эмоция как рассогласование между наличным и потребным результатом на глубоком уровне регуляции отражает потребность организма. Возникновение жажды, голода, опасности и подобных ощущений сопровождается отрицательными эмоциями. Удовлетворение же потребностей — получение потребных результатов — отражается испытываемыми субъективно ощущениями положительных эмоций.

Учет уровней иерархии различных потребностей позволяет интерпретировать различные типы эмоций.

При осознании эмоции она проявляется как наличие желания достичь нужного результата. Эмоция-желание — это начало большого поведенческого акта, это пружина, которая, разворачиваясь в виде мотивации, участвует в формировании функциональной системы и соответственно программы действий, обеспечивающих получение требуемых для удовлетворения мотивации результатов.

Эмоция выступает также в оценочной роли — при рассогласовании получаемых результатов с намеченными возникает отрицательная эмоции, при совпадении — положительная. Эмоция-оценка может переходить в эмоцию-желание. При рассогласовании полученного результата с намеченным формируемая при этом отрицательная эмоция может стать доминирующей и определяет мотивацию к достижению этого результата.

Функциональные системы в организме соподчинены иерархически и определяют у человека как осознаваемую, так и неосознаваемую деятельность (более подробно об этом в гл. 10 и 11). Учет уровней иерархии разных функциональных систем позволяет представить огромное разнообразие возможных будущих результатов. Их отображение в мозге может служить экраном, на котором разыгрываются процессы оценки намеченных и получаемых результатов и в связи с этим разнообразие и богатство разных типов эмоций у человека.

При этом учитывается вероятность, степень неопределенности получения будущего результата на том или другом уровне иерархии.

Ситуация неопределенности, как показано в информационной теории эмоций П.В. Симонова, приводит к возникновению отрицательной эмоции, связанной с «сомнением» в достижении цели. Слово «сомнение» поставлено в данном случае в кавычки, поскольку неопределенность может реализоваться в подсознательной сфере психической деятельности и тогда соответствующая эмоция, являясь отрицательной, может быть не привязана к какому-то конкретному плану или событию и может реализоваться в виде так называемой «плавающей» тревоги.

Многократно повторяющаяся ситуация неуспеха может сформировать у человека (особенно у ребенка) стереотип предвидения краха любых начинаний, любой инициативы. В итоге такой человек может оказаться хронически неспособным осуществить какое-либо самостоятельное мероприятие, требующее малейшего риска, и может оказаться подавленным постоянной отрицательной эмоцией.



Не нашли подходящую информацию? Не беда! Воспользуйтесь поиском на сайте в верхнем правом углу.