11.10.2017
Автор: Светлана Васильевна

Теория функциональных систем — основа модели работы мозга

teorfs.png

Картина устройства мозга, даже представленная в упрощенном варианте, поражает своей сложностью. Однако, несмотря на сложность реализующихся процессов, многозначное временное и пространственное переплетение различных функций и механизмов, мозг обеспечивает часто даже в неблагоприятных условиях: устойчивую регуляцию внутренних функций организма, управление двигательной активностью, отличающейся громадным числом степеней свободы, и психическую деятельность — интеллектуальные и творческие способности человека.

Как представить эти механизмы в виде работающей схемы, с многомерными входами и выходами и сложнейшими алгоритмами переработки информации для удовлетворения потребностей разного уровня? Ответ на этот вопрос дает теория функциональных систем.

Теория функциональных систем создана П.К. Анохиным и развивается К.В. Судаковым и его учениками. Она основана на экспериментальных исследованиях, проводившихся Анохиным и созданной им школой физиологов, начиная с 20-х годов прошлого века и продолжающихся до настоящего времени физиологами, кибернетиками, психологами и другими учеными.

Теория функциональных систем предвосхитила многие положения выдвинутой позднее Н. Винером кибернетики и определила схему регуляции сложнейших функций живого организма, основанную на обратных связях и предвидении результатов, нужных организму.

Эта теория позволила с единых позиций, логически стройно и непротиворечиво представить работу взаимосвязанных многомерных систем организма человека разных уровней — от биохимического и клеточного до психического и социального. Понятия теории функциональных систем близки к теории систем управления.

На основе теории функциональных систем построена рассматриваемая далее модель деятельности мозга, которая используется для нейрофизиологической и нейрокибернетической интерпретации творческой интеллектуальной деятельности преподавателя и из которой следуют изложенные в книге практические рекомендации по совершенствованию этой деятельности, развитию и использованию творческого интеллекта.

Теория функциональных систем, ее постулаты и принципы детально описаны в публикациях К.В. Судакова.

Применительно к обеспечению активной жизнедеятельности и обеспечению деятельности преподавателя она также изложена в книгах. Поэтому в приведенных далее основных положениях теории функциональных систем мы не будем следовать исторической хронологии этапов ее развития, а также не будем излагать подробно ее детали и различные способы ее применения.



Не нашли подходящую информацию? Не беда! Воспользуйтесь поиском на сайте в верхнем правом углу.