03.11.2017
Автор: Светлана Васильевна

Субсистемы А и Б в модели человеческого мозга

aib.png

Вышеописанная схема отражает основную информационную структуру иерархической организации слоев памяти в модели человеческого мозга. Модель деятельности мозга человека представляет собой соединение двух взаимодействующих субсистем: А и Б. Каждая из них состоит из иерархически соединенных блоков элементов, которые построены и работают в соответствии с описанной выше схемой.

Разветвление соединений блоков соответствует выделению на верхних уровнях все более частных параметров результатов. Временная иерархия при этом реализуется за счет кодирования параметров результатов, соответствующих уровню внутри каждого блока.

Две субсистемы А и Б отличаются по взаимодействию со средой и друг с другом. Субсистема А соединена с внутренней средой организма и с внешней средой через органы чувств. Через нее информация попадает в субсистему Б. Субсистема Б соединена и взаимодействует только с субсистемой А.

Благодаря свойствам информации, передаваемой в субсистему Б, в ней становится возможным быстрое формирование связей — быстрое обучение после одного-двух достижений соответствующих результатов. Средой для субсистемы Б является обученная и накопившая статистически достоверную информацию часть средних уровней субсистемы А. Поэтому медленное накопление информации в субсистеме Б перестает быть необходимым. За счет этого связи между элементами, отражающими коды событий, могут в ней формироваться по принципу да-нет, т. е. дискретно. При этом становится также возможным образование строгих детерминированных правил преобразования информации.

Примером строгих правил являются созданные человеком в процессе развития культуры и науки такие способы мышления и обработки информации, как логика, математика и другие теоретические дисциплины.

В субсистеме Б так же, как и в субсистеме А, иерархия уровней подразделяется на пространственную и временную. В ветвях пространственной иерархии выделяются различные свойства параметров результатов. Принцип разделения этих ветвей для субсистем А и Б различается. В субсистеме А ветви иерархии соответствуют выделению сенсорных модальностей в мозге и других параметров сигналов, непосредственно отражающих свойства среды.

В субсистеме Б разделение ветвей пространственной иерархии основано на выделении различных типов информационного анализа параметров результатов и их смысла. Смысл некоторого сообщения или понятия при этом интерпретируется как обобщение (абстракция), обозначаемая кодом более глубокого уровня. К этой интерпретации смысла понятий и знаний в субсистеме Б мы будем неоднократно возвращаться.

Во временной иерархии в субсистеме Б отражается временная последовательность событий — история «жизни» модели. За счет иерархии уровней эта история отражается во всей своей длительности. При этом на нижних уровнях происходит потеря деталей событий. Главные особенности событий отражаются обобщенно.

В элементах памяти верхних уровней отражаются более короткие интервалы времени.

В памяти модели работы мозга, отражающей историю ее жизни, в течение какого-то времени сохраняются подробности и детали происшедших событий. Постепенно события настоящего уходят во все более глубокие слои памяти с потерей деталей и сохранением только их признаков, существенных для получения главных потребных результатов.

Построение абстрактных кодов в структурах уровней и элементов субсистемы Б обусловливает возможность реализации в ней различных видов языка и его понятий. С помощью этих понятий обобщенно и символически отражаются выделенные из многообразия окружающего и внутреннего мира воспроизводящиеся признаки и особенности устройства этих миров. К различным видам языка можно отнести не только язык непосредственного общения людей, но и другие его виды, такие как, например, язык математики, язык искусства, зрительных образов и другие способы символьного отражения внешнего и внутреннего мира.

Преобразование символов, построение их комбинаций и получение новой информации в субсистеме Б происходит по правилам (грамматическим, логическим, математическим и др.), усваиваемым путем передачи знаний и опыта в процессе обучения. Преобразования информации, совершающиеся в субсистеме Б, являются ее действиями.

В качестве примера такого символьного действия можно привести получение результата сложения двух чисел: a + b = c.

Процессы мышления представлены в субсистеме Б как траектории внутреннего поведения, программы действий, выбираемые с участием субсистемы А и субсистемы Б. В субсистеме Б при этом реализуются те компоненты мышления, которые могут стать предметом последующего воспоминания и анализа.

Возникает вопрос о смысле понятия, представленного элементами или элементом самого глубокого уровня в субсистеме Б. Какой смысл, важный для существования, как представляющий главный результат «жизни» модели может быть представлен на самом глубоком уровне ее понятий? Элемент на этом уровне должен в обобщенном виде представлять все существование модели в течение всей ее «жизни» и главный смысл этой «жизни».



Не нашли подходящую информацию? Не беда! Воспользуйтесь поиском на сайте в верхнем правом углу.