07.12.2014
Автор: Светлана Васильевна

Концепции бизнес-кластеров и экосистем

busecosys.jpg

Обычно бизнесмен мыслит в рамках системы «компания», которая состоит из подразделений, филиалов, представительств. А если посмотреть на свой бизнес как на часть чего-то большего - например, города? Какие управленческие идеи могут появиться в таком ракурсе?

Сегодня активно распространены две управленческие методологии: бизнес-кластеров и бизнес-экосистем. Концепцию бизнес-кластеров создал Майкл Портер в начале 90-х годов прошлого века.

Он задал себе вопрос: что является залогом успеха таких феноменов, как Кремниевая Долина или Голливуд, где на относительно небольшой территории сосредоточено много фирм, и почему географическая концентрация конкурирующих организаций может быть настолько выигрышной?

Ответом стала концепция «кластера» (cluster в переводе с английского - «гроздь»). Когда на определенной территории функционирует много фирм, поставщиков, ассоциаций, образовательных и научных центров, государственных агентств, то каждый бизнес получает преимущество над конкурентом, работающим отдельно, без таких тесных связей. Концепцию бизнес-кластеров используют многие государства и города.

Бизнес-экосистема - похожая концепция. Она позволяет моделировать взаимодействие организаций, которые необязательно находятся в непосредственной близости друг к другу (что часто наблюдается в нынешних условиях глобализации).

В качестве примера можно привести продажу углерода. Он необходим при производстве шинной продукции, пластика и резинотехнических изделий (РТИ). Теперь купить технический углерод можно практически в любом небольшом городе.

Каковы результаты работы технопарка? Для малого и среднего бизнеса - это интеллектуальная и инфраструктурная поддержка на ранних этапах развития, а также возможность коммуникации с такими же стартапами. Для крупного бизнеса - аутсорсинг инновационных технологических решений. Для образования и науки - это мостик между лабораторией и рынком. А для государства - интеллектуальное, инфраструктурное, маркетинговое и финансовое развитие стратегической отрасли.

По прогнозам, к 2050 году мировая урбанизация достигнет 70%. Город станет еще большим конгломератом экономики, культуры и науки. А связи между элементами этой системы (в том числе с бизнесом) будут усиливаться все больше. Уже сейчас некоторые транснациональные компании анализируют мировой рынок не по странам, а по городам.

Сегодня успешность бизнеса можно обеспечить повышением эффективности не столько самой компании, сколько ее взаимосвязей с образованием, наукой и внешней бизнес-средой - с различными игроками такой системы, как город. Поэтому управленцам нужно понимать элементы этой системы и профессионально с ними взаимодействовать.



Не нашли подходящую информацию? Не беда! Воспользуйтесь поиском на сайте в верхнем правом углу.